Обличение во грехе лучше всего передано в словах:

Грехи мои, грехи мои, Спаситель.
Как тяжек груз их на Твоих плечах!

Обличение во грехе – одно из самых необычных переживаний, выпадающих на долю человека. Это начало понимания Бога. Иисус Христос сказал, что, когда придет Дух Святой, Он обличит людей во грехе (см. Ин. 16:8), а когда Дух Святой будит совесть человека и приводит его в присутствие Божье, Его беспокоят не отношения этого человека с другими людьми, а отношения с Богом: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:6). Чудеса обличения во грехе, прощения и святости настолько переплетены между собой, что святым может быть только человек прощенный, потому что он и доказывает-то, что прощен, только становясь другим человеком по благодати Божьей. Покаяние всегда приводит человека к этому рубежу: я согрешил. Самый верный признак того, что в душе человека действует Бог, – это когда человек об этом говорит и понимает, что он говорит. А все меньшее – это просто угрызения совести по поводу совершенных ошибок или рефлекторное отвращение к самому себе.

Мы входим в Царство Божье через мучительную боль покаяния, которая камня на камне не оставляет от респектабельности человека. Потом Дух Святой, от Которого и исходит эта мука, начинает «изображать» в нас Сына Божьего (см. Гал. 4:19). Новая жизнь будет явлена в сознательном покаянии и подсознательной святости, и никак не наоборот. Основа основ христианства – покаяние. Строго говоря, человек не может покаяться тогда, когда ему этого захочется. Покаяние – это дар Божий. Первые пуритане когда-то молились о «даре слез». И если вы начинаете забывать добродетель покаяния, вы погружаетесь во тьму. Испытайте себя и проверьте, не разучились ли вы сожалеть о своих поступках.