Новый Завет замечает то, на что, по нашим меркам, вообще не стоит обращать внимания. «Блаженны нищие духом» – да ведь это просто общие слова, самая настоящая банальность! В сегодняшних проповедях больше нахваливают силу воли, благие порывы – то, что бросается в глаза. Мы так часто слышим слова: «Примите Христа», в которых подчеркивается то, к чему наш Господь никогда не относился с доверием. Он нас никогда не просит «принять Его». Он просит Ему покориться – а это совершенно разные вещи. В основании Царства Иисуса Христа лежит непритворная красота обыденного. Я блажен в нищете своей. Если я знаю, что нет у меня никакой силы воли, никаких благородных побуждений, то Иисус говорит: «Блажен ты», ибо именно по этой нищете я вхожу в Царство Его. Я не могу войти в Царство Его приличным человеком, вход туда возможен только полному банкроту, нищему из нищих.
Та красота, которую красотой считает Бог, всегда бессознательная. Всякое сознательное влияние на людей замешано на самодовольстве, оно нехристианское по сути своей. Если я говорю: «Может, и я на что сгожусь», то в тот же миг теряю все великолепие прикосновения Господа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). А когда я принимаюсь за исследование того, что «течет из моего чрева», я теряю прикосновение Господа.
Кто из людей больше всех на нас повлиял? Не те, кому казалось, что они на нас влияют, а те, кто и малейшего понятия не имел, что влияет на нас. В христианской жизни ничто прекрасное не достигается сознательными усилиями. Стоит только чего-то своей волей достичь, как оно моментально теряет ту непринужденность и красоту, которые приходят с прикосновением Христа. Когда за дело берется Христос, этого невозможно не заметить, потому что Он через обыденное творит то, что переполняет нас вдохновением.