«Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку» (Ис. 8:11). Если наш Господь говорит, тут уж никуда не денешься. Если Он к тебе пришел, будь любезен, слушай только Его. Приходилось ли вам слышать глас Божий, обращенный непосредственно к вам? Если приходилось, вы никогда не спутаете этот тихий, но непреклонный голос ни с каким другим. Этот голос обращается к вам на том языке, который вы понимаете лучше всего, и слышите вы этот голос не ушами, а через происходящие с вами события.

Богу приходится разрушать до самого основания наши самые твердые убеждения. «Я знаю, что мне нужно поступить именно так», – говорим мы. Однако тут звучит глас Божий, и звучит он так убедительно, что мы замираем, потрясенные видом приоткрывшейся бездны собственного неведения. Наша глупость проявляется даже в том, как именно мы рвемся Богу служить. Мы служим Христу совершенно не в Его Духе, мы причиняем Ему боль своей неуклюжей помощью, мы говорим людям, что Он чего-то от них требует, не Его, а дьявольским тоном. Слова наши звучат правильно, но в нас бродит дух врага Христова. «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: “Не знаете, какого вы духа”» (Лк. 9:55). А каков на деле Дух Господа нашего в тех, кто Ему действительно послушен, прекрасно описано в главе 13 Первого послания к коринфянам.

Так, может быть, и я гнал Христа, когда рвался служить Ему по-своему? Если мне кажется, что я выполнил свой долг, но тем самым обидел Христа, можно не сомневаться: никакого долга перед Христом я не выполнил, потому что дал волю не кроткому и смиренному духу, а духу самодовольства и самоправедности. Почему-то нам кажется, что все неприятное – это и есть наш долг! Разве же это похоже на дух Господа нашего: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже» (Пс. 39:9)?