Мы все можем стать духовными бездельниками. Нам не хочется ввязываться в борьбу, наша единственная цель – чтобы все было спокойно. В главе 10 Послания к евреям говорится о том, чтобы мы к чему-то поощряли друг друга и держались вместе. И то и другое требует инициативы в поиске того, что нужно Христу, а не того, что нужно нам. Ничто не может быть дальше от понимания духовности в изложении Иисуса Христа, чем жизнь уединенная, на покое, в глуши.

Наша духовность проходит испытание на прочность тогда, когда мы сталкиваемся с несправедливостью, подлостью, неблагодарностью и суетой. Все это может сделать из нас духовных бездельников. Мы даже в молитве и чтении Библии ищем успокоения, уединения. Мы используем Бога как средство обретения мира и покоя: нам не нужен Иисус Христос, нам нужно, чтобы Он нам что-то дал. И это первый шаг в неправильном направлении. Все, чего нам хочется, – это следствие, а мы из него пытаемся сделать причину.

«Справедливым же почитаю… возбуждать вас напоминанием» (2 Пет. 1:13), – сказал Петр. Не очень-то приятно, конечно, если кто-то, у кого полно духовных сил, тебя «возбуждает», толкая в бок. Но если у кого-то полно сил, это еще не значит, что у него полно именно сил духовных: активность плотская прекрасно может маскироваться под активность духовную. Опасность духовной лени заключается в том, что мы не хотим, чтобы нас вообще кто-то расшевеливал, мы хотим слышать только о духовном уединении. Иисус Христос никогда не поддерживает идею духовного отдыха: «Пойдите, возвестите братьям Моим…» (Мф. 28:10).