Сознательно выбирать страдания нормальный человек не может, выбирать же Божью волю, даже если она означает страдания, – это уже совсем другое дело. Ни один нормальный святой никогда не выбирает по своей воле страданий. Он выбирает волю Божью, как выбирал ее Христос, а уж принесет ли она с собой страдания – это как будет угодно Богу. И ни один святой не осмелится вмешиваться, когда Бог воспитывает страданиями другого святого.
Святой, который угоден сердцу Христову, будет и другим святым помогать стать сильнее и взрослее духовно. Те, кто нам всегда сострадает, не приносят нам пользы, а только мешают, потому что сострадание человека расслабляет. Никто не может понять одного святого, кроме другого святого, который ближе всего к Спасителю. Если мы принимаем сострадание от святого, мы не можем не подумать: «А Бог-то со мной поступает сурово». Вот почему Христос сказал, что жалость к себе – от дьявола (см. Мф. 16:23). Будьте милостивы к доброму имени Божьему. Очернить сущность Божью легко, потому что Бог никогда не отвечает на незаслуженные обвинения, никогда не начинает оправдываться. И не нужно думать, что Иисусу на земле нужно было сострадание. Он отказывался принимать сострадание от человека, потому что был слишком для этого мудр и знал, что никто на земле не понимает, зачем Он пришел. Сострадание Христос принимал только от Своего Отца и от ангелов небесных (ср. Лк. 15:10).
Обратите внимание, как расточительно Бог распоряжается святыми Своими. Если смотреть с точки зрения мира, Бог помещает святых Своих в самые бесполезные места. Мы говорим: «Бог хочет, чтобы я был здесь, потому что от меня здесь столько пользы». А Христос никогда не оценивал Свою жизнь с точки зрения пользы. Бог помещает святых Своих туда, где они могут прославить Его, и совсем не нам судить, где у нас это лучше получится.